§ 1. Энциклопедия мантр - ВВЕДЕНИЕ

«Постоянное повторение святого имени Господа по примеру великих авторитетов избавляет от страха и сомнений и приводит к успеху любого — и того, у кого нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе».
«Шримад-Бхагаватам» (2.1.11)

 

Мантры представляют собой сакральные слоги, фразы, небольшие тексты, которые при правильной и длительной рецитации помогают адепту достичь поставленные цели. В основном эти цели определяются как духовные, однако существуют мантры, направленные на достижение процветания, здоровья, успеха.

Систематизация мантр происходила в древних ведических ритуалах, оформлялась в священных писаниях. Древние мудрецы Индии изучали взаимосвязь между словом и мыслью, между формой и именем. С помощью глубокой медитации и интуитивного проникновения они постигали мир сверхличных ценностей, природу человеческого сознания и его связь со сверхсознанием. Они погружались в глубины человеческой психики и необъятные просторы вселенной. Они познавали исток жизни, цель существования и пути к всеобщему благоденствию. И в этом им помогала мантрическая практика. В «Рама-пурва-тапини Упанишаде» сказано: «Оттого, что она освобождает сознание, она называется мантрой». А «Пингала-Тантра» гласит: «Оттого, что она дает полное знание о вселенной, освобождает от рабства материального существования и приносит успех в духовной практике, она именуется мантрой».

Повторение мантр — одна из наиболее эффективных форм медитации. Медитация же освобождает сознание человека от эмоционально-психической скованности, скрывающей его творческие способности, и вносит красоту и совершенство в каждый акт взаимодействия с окружающим миром, пробуждая творческое отношение к каждому явлению окружающей действительности. В «Агни-Пуране» говорится: «Так как результат медитации дается Господом Вишну, следует медитировать на Всевышнего Господа» (274.11). Медитация является основой интуитивного озарения, которое заново открывает в человеке некогда утраченную способность, свойственную поэтам, художникам и детям, видеть в каждом цветке глубочайшую тайну бытия и превращать обыденную жизнь в священнодейство и мистерию.

Доктор Радхакришнан писал, что индийская психология знает цену сосредоточенного созерцания и считает его средством достижения истины. Она полагает, что не существует таких областей жизни или ума, которые нельзя было бы понять с помощью методического упражнения воли и познания. Такие психические состояния, как телепатия или ясновидение не считаются ни аномальными, ни сверхъестественными. Ум человека имеет три аспекта: подсознательный, сознательный и сверхсознательный. «Аномальные» психические явления, известные под различными названиями — экстаз, гений, вдохновение, безумие — следствие сверхсознательной деятельности разума. Этими состояниями особенно занимается философская система йоги.

С помощью медитативного прозрения великие мудрецы восприняли вибрации, соответствующие различным проявлениям космического сознания и природных сил, и выразили их в форме мантр, которые с течением времени были записаны. Первые известные систематизации мантр присутствуют в «Атхарваведе» («Веде заклинаний», или «Веде атхарванов» — жрецов огня), где перечисляются заклинания, используемые в ритуалах для достижения победы над врагами. Практически все Веды можно назвать мантрами. Позднее стали появляться различные тантры, ориентированные на донесение до адептов различных мантр, необходимых для продвижения по духовному пути: «Саура Тантра», «Ганапатья Тантра» и другие.
 

Мантроддхара-янтры используются для составления мантр
Мантроддхара-янтры используются для составления мантр.

Насчитывается более 30 шиваитских тантр и более 75 вайшнавс-ких тантр, используемых как основные источники мантр. «Пурашча-рья-арнава» утверждает: «Мантра— это Сам Господь, мантра— великое лекарство. Нет ничего выше мантры, дарующей успех во всем».

Некоторые невежественные люди считают, что мантру можно придумать. Но нельзя придумать мантру, так же как нельзя придумать дэвату (божество). Мантра существует вечно. Стоящий в темной комнате кувшин можно увидеть при вспышке молнии. И он не исчезает, когда вспышки нет. Так и мантра существует до ее произнесения и после него. Благодаря усилиям личности она становится явной в звуках. Буквенная шабда-мантра является проявлением Пара-Брахмана.
Звук и образ, имя и форма неотделимы друг от друга. Причинное состояние тонкого звука называется Шабда-Брахман, то есть Брахман, являющийся причиной имен и форм, звуков и образов. Шабда-Брахман проявляется с целью творения в двух аспектах: 1) как шабда (звук), который посредством органов речи становиться произносимым звуком; и 2) как артха, образ всех явлений.

Шабда-Брахман есть сознание (чайтанья) во всех существах. Оно воплощается в форме кундалини и проявляется посредством четырех видов звука (пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари). Шабда-Брахман — источник всех мантр, и поэтому все мантры находятся в теле как формы сознания. Когда мантра полностью освоена, она создает в уме образ и оживляет соответствующие впечатления и отпечатки прошлого опыта.

Даже слоги мантры есть само божество. Шри Бхагаван сказал: «Я есть главный Риши всех мантр и биджа-мантр: из моего дыхания рождены Веды» («Нарада-панчаратра-антаргата-брихад-брахма-самхита»).

Главные тантрические мантры берутся из агам. Агамы — это сакральные тексты, выделяемые в особый комплекс. Основные агамы — Камикагама и Каранагама. Иногда агамы причисляют к шрути, иногда — к тантрам. Они связаны с йогическими практиками и выполнением асан хатха-йоги. Конечная цель всех практик — достижение освобождения.

В тантрической традиции выделяют три направления. Три энергии (Шакти) Шивы (саттва, раджас и тамас) индуцируют эти направления: дакшина (правое), вама (левое) и мадхьяма (срединное). Последователи этих направлений поклоняются Шакти под различными именами: Калика, Санкаршани, Дамбаракали, Экатара, Шавашабари, Мантрамата, Сиддхалакшми и так далее. Методы духовной практики заметно различаются и называются таттвадикша, пададикша, варнадикша и так далее (дикша означает «посвящение», которое дает учитель своему ученику). В «Куларнава тантре» (1.107) говорится: «Одно слово гуру дарует спасение, все же прочие «знания» - тщетны». О посвящении (дикше) Шрила Джива Госвами так пишет в «Бхактисандарбхе»: «Дикша — это процесс, посредством которого человек может пробудить трансцендентное (дивьям) знание и уничтожить (кшая) все последствия греховных действий. Опытные в изучении священных писаний называют этот процесс дикшей». Одни методы акцентируют аспект преданного служения во имя достижения освобождения, другие выделяют искусство овладения силами природы.

Некоторые тантрические тексты говорят о 6 амнаясах, происходящих из 6 направлений: пурва (восточная), дакшина (южная), пашчима (западная), уттара (северная), урдхава (верхняя) и патала (нижняя).

Эффективность мантры возрастает, если она повторяется и применяется правильным образом, сопровождается необходимыми духовными практиками. В любых ритуалах пение мантр само по себе уже является большим духовным праксисом. Религиозная литература всех религий содержит многочисленные рассказы о святых, получивших свыше сверхъестественные способности и достигших освобождения (спасения) простым повторением мантр или молитв. Примеры удивительного воздействия мантр на человеческую жизнь можно встретить и сегодня.

Священные слоги нормализуют потоки энергии и сосредоточивают ум. Хотя мантрическую практику обычно связывают с Индией или Тибетом, даосы, например, также используют священные звуки на протяжении уже многих тысячелетий. Так, три наиболее эффективных слога, повторяемых даосами — om (уравновешивает тело), ah (гармонизирует энергию) и hum (сосредоточивает дух). Om вибрирует между бровями, ah — в горле, a hum — в сердце. Эти слоги поются глубоким, низким голосом на долгом выдохе. В табличке представлены соответствующие им цвета и графические символы при визуализациях:



В Ведих, особенно, в «Ригведе», содержатся тысячи мантр. Как уже подчеркивалось, можно сказать, что любая часть ведического писания уже является мантрой. Эти мантры обладают огромной силой, даже если повторяющий не знает их значения. Полностью же осознающий значение санскритского текста увеличивает воздействие мантры во много раз.

Почему ведические писания считаются наиболее авторитетным источником мантр? В «Брахма-сутре» (1.1.3) говорится: шастра-йо-нитват («шастры суть источник познания Абсолютной Истины»). В комментарии Вьясы на «Йога-сутру» сказано: «Шастры, их высшая мудрость, которая пребывает в сознании Ишвары, и Его превосходство имеют венную связь друг с другом» (1.24). В великой «Махабхарате» (книга «Шанти-Парва») утверждается: «Веды есть критерий истины для всего мира». «Майтри Упанишада» подтверждает это: «Что провозглашено в Ведах, то истина; знающие живут тем, что сказано в Ведах» (7.1). В тантрических писаниях говорится: «Оттого, что она открывает значение всех шастр и объясняет смысл истинной религии, а также оттого, что она является высшим авторитетом для всех учений, она называется «Веда».
«Преданное служение, не основанное на писаниях, рождает только беспокойство в обществе» («Бхакти расамрита-синдху», 1.2.101).

Все ортодоксальные системы индийской философии признают авторитет Вед, считая их апарушейей (не созданных человеком). Веды формируют основу понимания того, что добродетельно, благочестиво. Они дают закон праведной жизни, очищая человека от всего негативного и пагубного, воспитывая такие благие качества, как праведное поведение, готовность служить другим людям, приверженность истине, воздержание от насилия.

Основное назначение ведической литературы — передать знание о самосознании и таким образом привести человека к освобождению от страданий (мокше). Ведические писания содержат учение, которое ведет к истине, к свободе. Ведическое знание — это не сухое академическое знание ради знания, это не просто информация. Ведическое знание направлено на преобразование личности, на раскрытие истинной сущности индивида. Веды учат, что цель человеческой жизни не покорность страданиям, а стремление к непреходящему счастью. Ведические писания содержат знания о материальной природе, о духовном мире, о природе души, о том, как существа попали в этот материальный мир, о том, как из него выйти. Ведические писания очень велики по объему, только одна «Ригведа» содержит 1017 гимнов, «Махабхарата» состоит из 110000 шлок, а Пураны содержат миллионы стихов.

Известная мантра om tat sat («ты есть истина») указывает на трансцендентную реальность и на связь индивидуального и космического. Обычно она повторяется по завершении работы или молитвы. В «Бхагавад-Гите» говорится: «Сначала творения три слова— от tat sat— использовались для обозначения Высшей Абсолютной Истины. Эти три символических образа использовались брахманами, когда они  пели ведические гимны, и во время жертвоприношений» (17:23). Классические Веды состоят из четырех сборников: Ригведа, Самаведа, Яд-журведа и Атхарваведа. Первые три содержат гимны и мантры; четвертый — магические формулы и заклинания. Это самые ранние из известных священных индуистских текстов.



Некоторые ученые заявляют, что подлинными ведическими писаниями являются только первоначальные четыре Веды — Риг, Ат-харва, Яджур и Сама. Однако сами Веды не разделяют этого мнения. «Чхандогья Упанишад» (7.1.4) называет Пураны и Итихасы пятой Ведой.

Сат Сварупа даса Госвами пишет, что для того чтобы иметь право называться ведическим писанием, писание должно утверждать ту же цель, что и сами ведические тексты. Ведические писания (шастры) составляют гармоническое целое с гармоничным итогом (сиддхантой). Следовательно, мы можем признать подлинным ведическим писанием любые работы, которые основываются на ведической сиддханте и не искажают ее смысла, даже если эта работа не является оригинальным священным писанием. Шрила Прабхупада утверждает, что Коран и Библия тоже являются ведическими писаниями, предназначенными для яванов и млеччхов, то есть людей, которым трудно выполнить ведические предписания. Божественные откровения, засвидетельствованные в Библии и Коране, также указывают падшим существам путь спасения, путь веры и служения Богу.

Относительно происхождения самих Вед. В «Нарада-панчаратра-антаргате» Всевышний Господь говорит: «Веды возникли из Моего дыхания». В «Брихадараньяке Упанишаде» подтверждается это: «Из дыхания великой Божественной Личности возникли Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа, Итихасы, Пураны, Видья, Упанишады, шлоки, сутры» (4.51). В «Бхагавад-Гите» говорится, что Веды исходят из Верховной Божественной Личности (3.15). В начале творения Господь вложил ведическое знание в сердце Брахмы, а Брахма обучил Нараду. Веды распространились по всему миру через великих мудрецов. В давние времена Веды передавались устно, позднее, в связи с наступлением кали-юги, мудрец Вьясадева записал все ведические тексты. Ведические мантры — проводники на пути духовного прогресса. Мантры могут использоваться буквально во всех сферах повседневной жизни: при выполнении социальных обязанностей, приготовлении пищи, отдыхе, воспитании детей, в аюрведе.

Каждый человек имеет свою собственную звуковую конституцию. Это его мантра, мантра его организма. В аюрведе известны мантры, балансирующие и очищающие тонкие и грубые тела человеческого организма (они повторяются 108 раз).



Следует отметить такое удивительное свойство мантры как энер гетическая «накопляемость». Храмы, в которых на протяжении мно гих веков повторяются мантры, становятся местами, поразительными по своему энергетическому воздействию на человека.

Вибрации, исходящие от мантры, влияют на все системы организма. Система вьякараны (традиционного индийского языкознания в основе которого лежит изучение санскрита) разработала концепцию шабды (звука) как воплощения самого Брахмана, Высшего Существа. При хоровом воспевании ведических мантр их сила умножается в несколько раз. Существуют специальные сукты (гимны), направленные на обретение процветания, мудрости, здоровья, долголетия, победы над врагами, избавление от препятствий, привязанностей, мешающих достижению блаженства.

Мантрическая практика универсальна. Так, для людей, которые ощущают дискомфорт в отношениях с другими, рекомендуется повторять мантры, связанные с образом Кришны, который архиетипически связан с красотой, привлекательностью, обаянием. Можно быстро ощутить, как эти мантры, гармонизируя ауру и сознание, делают человека более привлекательным, красивым, чарующим.

Духовные учителя, святые и Богооткровенные писания указывают пути и средства для достижения духовного сознания, и все они единогласно возглашают, что лучшим способом возрождения Бого-сознания является практика воспевания святых Божественных имен (намасмарана). Такое единство мнений говорит о бесконечном могуществе божественного имени, о его непреходящем значении в деле спасения мира. Повторяя мантры, связанные с женскими божествами (Лакшми, Дургой, Сарасвати), человек быстро почувствует, как в сердце появляется больше сострадания, милосердия, материнского тепла к окружающим. Такие имена, как Говинда, Гопал, вносят в сознание обворожительность, улыбку, радость, игривость. Имена Васудева, Нараяна, Вишну инспирируют в человеке величественность, могущество, всепроникаемость, надмирность. Имена Шива, Бхайрава, Рудра приносят качества отрешенности, медитативности, запредельности.

Повторяя мантры, связанные с различными аспектами Лакшми и Ганеши, человек сможет соприкоснуться с энергией процветания, удачи, благосостояния, которые в свою очередь являются проявлением силы блаженства (ананда-шакти). Через подобные мантры активизируются программы счастья и удачи, заложенные в биокомпьютер коллективного сознания. Известны многие богатые люди, которые достигли процветания благодаря повторению мантр Лакшми и
Ганеши.

Мантры снимают заклятие с судьбы. Если направить вибрацию мантры, луч мантры на ребенка, можно быстро и эффективно изменить его поведение, помочь и защитить в период трудностей.

В ведических писаниях указываются мантры, которые спасают от отравления, даруют долгую жизнь и хорошее потомство. Но, безусловно, главное назначение мантры — духовное преображение человека.

Древние мудрецы и провидцы предписывали регулярное, систематическое изучение Вед. На протяжении веков были специальные школы, в которых люди обучались правильному пению мантр. Веда-Патха (повторение и регулярное изучение) составляет важную часть духовной науки.

Ученые проводили и проводят множество экспериментов, убедительно доказывающих удивительное воздействие мантр как на повторяющего их, так и на слушателя. В мире существуют тонкие и грубые объекты. Влияние тонкой сферы бытия на грубое изучено далеко не до конца. Ум, например, принадлежит к тонкому миру. Он влияет на грубое физическое тело, и это происходит каждый день жизни человека. Вибрации тонкого мира способны материализовы-вать вещи. Пример этому — изобретение человеком всевозможных машин, механизмов, которые сами по себе являются воплощениями на физическом плане вибраций ума.

Звуки, издаваемые музыкальными инструментами, а также человеком, оказывают большое влияние на людей и животных. Опасные змеи танцуют под звуки флейты, с помощью музыки можно ловить слонов и оленей. Интересно воздействие paг: знаменитые исполнители paг показывали, что, например, рага Мегха Малхар способна вызвать дождь, а при помощи Дипак-Раги можно зажечь потухшие лампады. Свами Шивананда в книге «Джапа-йога» пишет о связи звука и образа. Он говорит, что в учебниках научно описаны эксперименты, которые показывают, что ноты, извлекаемые из инструмента, вычерчивают на слое песка определенные геометрические фигуры. В индийских трактатах по музыке говорится, что различные музыкальные тоны, рага и рагини, имеют определенную форму и графически описывают эти формы. Например, Мегха-рага представлена величественной фигурой, сидящей на слоне. Васанта-рага описана как прекрасный юноша, украшенный цветами. Все это значит, что особые раги и рагини, правильно спетые, производят серию эфирных вибраций, создающих формы с их характерными особенностями.

Звуковые колебания могут запускать компьютерные программы (уже есть компьютеры, реагирующие на звуковые команды оператора), заводить машины. Звук, пропущенный через телефонные провода, переносится на тысячи километров. Стремительно развиваются мобильные телефонные коммуникации.

Вместе с тем, звук может вызывать и пагубное воздействие на человека. Во время войн используются так называемые звуковые атаки, когда распространяемые звуковые вибрации «выключают» противника.

Звуковое воздействие широко применяется в медицине, облегчая, например, мускульные боли. С помощью звука лечат слабоумие: при этом вибрации направляются непосредственно в мозг. Действие такого прибора, как тонограф, основано на записи звуковых вибраций в форме кривых линий.

Ультразвуковые приборы широко применяются для лечения самых различных заболеваний. Последние исследования показывают, что направленное воздействие определенных звуковых колебаний может влиять на плодородие. Посередине банановой плантации на протяжении трех месяцев ежедневно в течение полутора часов исполняли Надасварам. Плодородие банановых деревьев выросло почти в два раза.

© 2009—2010 Мантра-Инфо.ру
Реклама на сайте
Юридическая информация
Компания Промоликcоздание сайтов Система Orphus