§ 2. Подготовка к рецитации мантр

Мантрические слоги зачастую лишены какого-либо грамматического и лексического значения. Они представляют собой изначальные формы различных видов энергии, выраженной в звуковом виде. Эти слоги не связаны ни с каким материальным объектом, но они сопряжены с определенными божествами. При правильном произнесении мантр они вступают в силу и начинают действовать. Мантры записываются в графической форме в виде букв, размещаются на янтрах или даже могут сами образовывать янтры; некоторые адепты визуализируют мантры.

С помощью мантры можно легко установить связь с Божественным и испросить у Него милость.

В соответствие со священными писаниями, мантра — это единственный способ получить желаемое. Как уже говорилось выше, каждая мантра связана с определенным божеством. Мантра создает тонкие вибрации, тем самым «пробуждая» божество и направляя его энергию в сторону преданного. Божество умилостивляется мантрой и снисходит до исполнения желаний адепта.

Иногда божество само нисходит к преданному и дарует ему мантру (например, во сне). Такие мантры обладают огромной силой, и их рецитация очень быстро приводит к желаемому результату. Однако дарование мантры — большое испытание. Божество проверяет, насколько преданный достоин вынести его милость, сможет ли он использовать дарованные ему мистические силы (сиддхи) во благо, и если этого не происходит — преданный лишается всех милостей
свыше.

Для того чтобы мантра работала, необходимо вести праведный образ жизни, придерживаться указаний священных книг, вершить добрые дела и постоянно стремиться к духовному совершенствованию. Способы поддержания духовного здоровья - йога, пранаяма, следование дхарме, соблюдение общечеловеческих принципов жихни на земле. Следует контролировать свои мысли, желания, чувства, слова, воспитывать силу воли. В «Тантра-антаре» говорится: «Сосредоточенныйум, чистота, контроль речи, размышление о сущности мантры, постоянство и отсутствие уныния приносят успех в практике мантры». Садху (святые) и освобожденные личности понимают исключительное могущество святых имен Бога, и, громко воспевая их, они очищают не только себя, но и все объекты, одушевлённые и неодушевленные, которые попадают в сферу их воздействия. Имена Бога, очищающие как поющего, так и слушающего, каждый миг слетают с уст чистого преданного. В писаниях говорится о трех видах практики повторения имени - нитья, наймиттика, камья. Камья означает что человек повторяет имя, когда ему захочется. Такая практика находится в тамас-гуне. Наймиттика означает, что человек занимается духовной практикой ради достижения какого-то результата, (богатства, здоровья, власти). Такая практика находится в раджа-гуне Писания восхваляют нитья-садхану, постоянную, регулярную практику Единственная истинная цель усилий души должна состоять в том чтобы развить вкус, любовь к Божественному Имени. Чувства чистой души духовны, и они могут познать восхитительное Святое Имя Господа. Материальный язык может чувствовать только материальные сладости. Когда человек ощущает духовную сладость и восхитительность Божественного Имени, он вдохновляется неизмеримой страстью к нему и не желает воздерживаться даже на миг. Мирские сладости быстро надоедают, но нельзя пресытиться сладостью Божественного Имени.

Вот методика предварительной подготовки к серьезному духовному праксису.
1) Найдите свои слабости, недостатки, увертки, пороки. Основательно изучите их. Отметьте страдания, боль, унижения, огорчения, тревоги и волнения, которым вы подвергались в результате потворствования им. Отметьте то благо, которое выпадает вам на долю, если вы избегаете их. Разберитесь должным образом и решите, чего вы желаете: счастья и успеха или страдания и неудач. Для свободы, радости и умиротворения следует контролировать свой ум и чувства с помощью повторения мантр и покончить с мимолетными чувственными удовольствиями.

2) Составьте расписание для своей ежедневной деятельности согласно своим возможностям. Строго следуйте своему расписанию. Регулярно и методически выполняйте ежедневные обязанности.

3) Читайте вдохновляющие книги, древние писания, философские, этические трактаты, работы великих мудрецов и подвижников.

4) Общайтесь с высокодуховными, чистыми людьми, стоящими на пути самореализации и способными учить своей жизнью и примером. Это поможет в обретении чистоты ума и сердца и в достижении всестороннего развития.

5) Избегайте общества безнравственных и развращенных людей. Не читайте порнографические рассказы, не смотрите порнографические фильмы, не слушайте отупляющую музыку и не смотрите на фетиши бездарности, выдаваемые за произведения искусства. Подавляющее большинство фильмов и книг созданы людьми, далекими от духовного совершенства, и посвящены низменным чувственным наслаждениям и преходящим проблемам.

6) Говорите мало, но спокойно и с пользой. Болтовня забирает много умственной энергии и делает ум непостоянным. Люди гово рящие много, отстают в практике. Если возможно, попытайтесь соблюдать обет молчания по нескольку часов в день. Если вы будете постоянны в этой практике, то скоро почувствуете усиление воли.

7) Повторяйте ежедневно утром и вечером выбранную мантру Постоянно в любых обстоятельствах повторяйте в уме мантру. Пусть она будет вашим неизменным спутником во всех делах. В ней вы найдете верного друга, руководителя и спасителя. Благодаря повторению мантры вы быстро обретете сильную волю, чистоту ума и сосредоточение. Сначала практикуйте повторение мантры 15-30 минут, потом неуклонно увеличивайте время мантра-медитации. Главное здесь — постоянство.

8) Чтобы выработать сильную волю, необходимы чистые и возвышающие мысли. Удаляйте порочные и дурные желания, живите добрыми, благородными, возвышенными желаниями и мыслями и делайте добрые дела.

9) Будьте полны высоких надежд и держите перед собой высокие идеалы.

10) Не перегружайте желудок пищей, так как плохое пищеварение является причиной дурных мыслей, расстройств, неудач и многих несчастий.
Мантрическая практика не приводит ни к какому результату, если адепт привязан к следующим шести видам деятельности: ест больше, чем необходимо; стремится к труднодостижимым материальным приобретениям; поддерживает ненужные разговоры; не придерживается регулирующих принципов поведения; общается с невежественными людьми; испытывает жадность к материальным благам.
Препятствием служат нерадивость, вялость, корысть, желание славы, а также: авидья — заблуждение, неведение, то есть когда изменчивое и преходящее принимают за нечто вечно существующее; асмита — ложное отождествление своего Я с грубым физическим и с тонкими телами; рага — привязанность к объектам чувственного опыта; двеша — гнев; абхинивеша — неправильное представление о том, что при разрушении физического тела и объектов материального наслаждения душа также исчезает.
Практике мешают даже неуемное желание попасть на райские планеты или достичь освобождения (саюджья-мукти). Могут возникнуть также следующие пять помех:

1. Лайя — чувство возрастающей вялости и сонливости при повторении Имен Бога.
2. Викшепа — сохранение мирских привязанностей.
3. Апратипати — несклонность к духовным стараниям.
4. Кашайя — бессознательная склонность к раздражению, гневу, жадности, тщеславию.
5. Расасвада — мысли о низменных чувственных наслаждениях и мирских удовольствиях в период бхаджана или практики бхакти.

В «Нарада-панчаратра-антаргате» «Брихад-Брахма-самхите» говорится: «Все усилия человека, лишенного чистоты и благочестия, являются безрезультатными».

Нарушение ограничительных принципов является также серьезным препятствием в садхане. Один из важнейших принципов — запрещение незаконных половых отношений. «Устойчивостью в брахма-чарье достигается энергия» («Йога-сутра», 2:38). В «Агни-Пуране» говорится: «Брахмачарья— основа духовной практики,без нее все религиозные действия бесполезны» (372.11).

В священных писаниях говорится, что не следует бесполезно проводить время в азартных играх, с низкими женщинами, во сне и в досужих разговорах. Надо проводить время, совершая поклонение Божеству, практикуя повторение мантры (джапу), йогу, прославление божеств и другие подобные действия.

Господь Кришна сказал в «Бхававад-Гите»: «Никогда не следует отказываться от предписанных обязанностей. Если человек отказывается от предписанных обязанностей из-за иллюзии, такое отречение совершается в гуне невежества» (18:7).
В шастрах указываются следующие шесть условий, помогающих духовной практике:
1. Принимать все благоприятное для садханы.
2. Отвергать все неблагоприятное.
3. Твердо верить в защиту Господа.
4. Чувствовать себя полностью зависимым от милости Господа.
5. Не стремиться ни к чему другому, кроме выполнения желаний Господа.
6. Быть кротким и смиренным.
Каждый разумный человек должен отказаться от вожделения, гнева и жадности — трех врат, которые открывают дорогу в ад.
«От жертвоприношений, благотворительности и тапасьи не следует отказываться; они должны совершаться. В действительности жертвоприношения, благотворительность и тапасья очищают даже великие души» («Бхагавад-Гита», 18:5). Очень большое значение имеет общение со святыми (садху-санга) и исполнение указаний духовного учителя. Все принципы, помогающие в мантрической практике детально изложены в таких писаниях, как «Бхагавад-Гита», «Шри-мад-Бхагаватам», «Чайтанья-Чаритамрита», «Панчаратра-агама» и других. Девариша Нарада сказал: «Любовь к Богу можно обрести только через непрерывную практику бхаджана» («Шри Нарада Бхакти-сутра» 36).

Итак, вот примерная линия поведения для искателя духовного совершенства:
1. Совершенная вера, преданность божеству.
2. Непоколебимая уверенность в силу мантры.
3. Полный контроль ума и сознания.
4. Почитание духовного учителя.
5. Приверженность Господу, искупление грехов, готовность жертвовать.
6. Правдивость, искренность, самоотдача.
7. Контроль за речью, гневом, мыслями.
8. Культивирование в себе универсальной любви ко всем существам, доброты и терпения.
9. Стремление к освобождению, пребывание в обществе духовно развитых людей, бескорыстное служение.
10. Щедрость, мягкость, осознание собственной значимости.
11. Отказ от вожделения, общества низких людей, корысти.
12. Непосредственность.
13. Одержание победы над эмоциями.
14. Смелость, но не безрассудность.
15. Стремление к добру, стремление делать добро; чистота.
16. Отказ от досужих разговоров и бессмысленного времяпровождения.
17. Отказ от произнесения ругательств.
18. Управление собственными чувствами и стремлением к наслаждению.
19. Отказ от ревности, эгоизма. Воспитание в себе сострадания, терпеливости, спокойного отношения ко всему происходящему.
20. Отказ от негативных мыслей и дел.
21. Стремление освобождаться от греховности.
22. Преданность мантрам.
23. Доброе отношение ко всем людям.
24. Потребление только благостной пиши.
 

© 2009—2010 Мантра-Инфо.ру
Реклама на сайте
Юридическая информация